|
Главная / культура / Расцвет и «золотой век» испано-кастильской литературы
Расцвет и «золотой век» испано-кастильской литературы
Письменные же произведения на национальных языках Испании известны лишь с XII—XIII вв. Рамон Льюль пересказал на каталанском основы латинской науки, на северо-западе страны возникла галисийско-португальская любовная поэзия, а в центре полуострова король Альфонсо X написал по-кастильски всеобщий свод законов. Король продолжил латинскую традицию воспевания родной земли, но сделал это уже на национальном письменном языке: «Всем богата Испания, но особенно поражает ее острый ум, дерзостная доблесть, могучая сила, легкость порывов, стойкость в вере, упорство в постижении истины... Более других ценят ее за честность и преданность. О Испания! Ни слов, ни таланта не хватит, чтобы поведать, как благостна ты!»
Истинный расцвет испано-кастильской литературы пришелся на XVI в., после того как Испания познакомилась с итальянским Возрождением; первым «настоящим» испанским поэтом считается Гарсиласо де ла Вега, рыцарь и аристократ, погибший в 36 лет. До наших дней сохранилось около 50 его произведений, многие из них написаны под сильным влиянием сонетов Петрарки. Именно Г. дела Вега сочинил первые испанские оды, сонеты, октавы, он научил своих читателей слышать игру звуков в слове.
Вторая половина XVI в. стала «золотым веком» испанской литературы, причем в разных жанрах словесности возникли произведения, известные теперь всему миру. Создателем испанской драмы стал моряк Лопе де Вега, написавший более 1000 пьес. Лопе де Вега видел назначение искусства в подражании природе, поэтому драмы его очень реалистичны, наполнены приметами народной жизни того времени, а самое известное его произведение, пьеса о крестьянском восстании «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»), представляет собой притчу-поучение, описывает идеал справедливости и правосудия. Наследником драматургических традиций Лопе де Беги считается главный испанский драматург эпохи барокко Педро Кальдерой де ла Барка. Его жизненное кредо четко выражено в названии одной из его пьес - «Жизнь есть сон».
Всем известен и Мигель Сервантес де Сааведра, родившийся в 1547 г. близ Мадрида в обедневшей аристократической семье. Сервантес прожил необычайно бурную и тяжелую жизнь: учился в Италии, участвовал в битве с турками при Лепанто (рана, полученная в этом сражении, привела к усыханию его левой руки). Возвращаясь домой после сражения, Сервантес был захвачен алжирскими пиратами и пять лет провел в плену; пытался бежать, но смог вернуться лишь после уплаты выкупа. Его семья была полностью разорена; он поступил на государственную службу сборщиком недоимок, был обвинен в растрате и несколько лет провел в тюрьме.
Именно в тюрьме он обратился к занятию, которое влекло его с юношеских лет — к литературному труду. В тюрьме Севильи был начат роман «Дон Кихот», в 1605 г. опубликована первая его часть. И хотя роман сразу приобрел необычайную популярность, Сервантес фактически не получил за него денег и умер в нищете; даже могила его утеряна. Про «Дон Кихота» написаны тысячи книг; его называют энциклопедией испанской жизни и испанским евангелием, величайшим романом всех времен и народов. Хорхе Луис Борхес сказал про него самое главное: «Для обоих, сновидца и его сна, вся суть сюжета была в противопоставлении двух миров: вымышленного мира рыцарских романов и повседневного, заурядного мира семнадцатого столетия».
|
|