|
Главная / культура / Испанская живопись
Испанская живопись
Исступление и страсть, напряженный поиск смысла в любви и в смерти — без этого немыслима живопись Испании. И Эль Греко, и Сальвадор Дали запечатлевают свою великую и ни на что не похожую страну, ее людей и ее историю, используя при этом новые выразительные средства. Если архитектура Испании была, в основном, подражательна, то живопись — безусловно, самобытна. Именно в Испании созданы самые странные, самые сильные и самые страшные картины в мировой культуре: пейзажи Толедо и апостольская серия кисти Эль Греко, «черные» офорты Гойи, «Герника» Пикассо, сюрреалистические видения Дали... Как точно заметил А.Бенуа, «у испанцев художественное предпочтение черной краски, мрачной полутени вполне отвечало духовным переживаниям, неотступным мыслям о печали земного существования, об искупительном благе страдания, о поэзии и красоте смерти».
Живопись в Испании начиналась с церковных фресок и алтарей, причем многие из них создавались немецкими, голландскими, итальянскими мастерами. Но у иностранцев испанцы учились лишь техническим приемам; страстность и фанатичность — их собственное достояние. Первым знаменитым испанским живописцем стал грек по происхождению Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614), учившийся в Италии у Тициана и приглашенный в Испанию Филиппом II. Здесь его стали называть просто «греком» - el Greco, и именно под этим именем-прозвищем он вошел в историю живописи. Его необычный, с первого взгляда узнаваемый стиль (вытянутые фигуры, напряженно-исступленные позы и лица персонажей, преобладание серебристо-синей цветовой гаммы) сложился в Толедо, где Эль Греко жил и работал с 1575 г. С того времени художник и город немыслимы друг без друга. Некоторые знаменитые произведения (например, «Погребение графа Оргаса») предназначались для толедских храмов и никогда не покидали пределов города; увидеть их можно только там.
Картины на религиозные сюжеты, полные аскезы и страдания, писал и Луис Моралес (ок. 1510— 1586), которого по силе воздействия на зрителя можно сравнить с Эль Греко. Вся его жизнь прошла в Бадахосе, небольшом городке рядом с португальской границей, а произведения его хранятся в музеях Толедо, Мадрида и других городов.
Через столетие после Гойи Испания, бедная и слабая страна на краю Европы, дала миру трех великих живописцев. 25 октября 1881 г. в Малаге появился на свет Пабло Пикассо-и-Руис, сын художника. 20 апреля 1893 г. в Барселоне, в семье часовщика-ювелира, родился Хуан Миро. 11 мая 1904 г. в Фигересе, небольшом торговом городе на берегу Средиземного моря, родился Сальвадор Дали, сын нотариуса. Каждый из этих трех художников (они были хорошо знакомы друг с другом) считается основателем или участником какого-либо крупного движения: Пикассо — кубист, Дали - сюрреалист, Миро - сюрреалист и дадаист. Но все они корни своего искусства и миро воззрения видели в своем происхождении. Миро и Дали до конца жизни были верны Испании; они оставляли родные места лишь на время войн и выставок. Пикассо, получив художественное образование в Ла-Корунье, Барселоне и Мадриде, с 1904 г. жил и работал в Париже. По заказу испанского правительства в 1937 г. он создал «Гернику» — трагический символ Гражданской войны, во время которой был уничтожен небольшой баскский город. В том же, 1937 г. Миро написал «Помогите Испании» — яростный и яркий, запоминающийся плакат, а Дали -картину «Предчувствие гражданской войны» с растекшимися и перехваченными телами. В автобиографии Дали написал: «Для того чтобы стать Дали, нужно прежде всего быть испанцем, а точнее - каталонцем, иначе говоря, существом, экипированным для бреда и паранойи, способным проникнуться ими до самых глубин, подобно рыбакам Кадакеса, которые имеют обыкновение украшать алтарные статуи своим уловом — издыхающими лангустами. Зрелище агонии заставляет рыбарей с особой силой сострадать страстям господним». Действительно, в таком «живом» проживании религии — вся Испания, от Эль Греко до Дали.
|
|