|
Главная / культура / Испано-мавританский стиль
Испано-мавританский стиль
Испания никогда не была однородной страной: ни по природным признакам, ни по населению, ни по культурным образованиям. И архитектура, в том числе, в различных частях страны имела свои особенности.
Пока христианские государства в центральной и северной частях Пиренейского полуострова строили романские и готические храмы, на юге, в Андалусии, складывался особый, испано-мавританский стиль. Под его влиянием в XIV в. появился стиль мудёхар, которому следовали арабские мастера, оставшиеся жить в христианских землях, поэтому во многих сугубо христианских постройках центральных районов Испании можно увидеть следы арабской культуры. Две отличительные особенности характерны для мавританской архитектуры: гипсовые своды, украшенные ячейками и пирамидальными сталактитообразными выступами, и подковообразные арки. Арабские архитекторы редко украшали фасады здания, предпочитая не привлекать к ним излишнего внимания, но с необычайной роскошью отделывали интерьеры. Дворцы халифов и эмиров - это огромные комплексы (обычно одно- или двухэтажные), с садами, фонтанами, водоемами, залами для приема послов, помещениями для женщин, многочисленными спальнями. Они идеально приспособлены для неторопливого созерцания красоты.
Поскольку арабские города располагались в южной части полуострова, где летом царит сухая и знойная погода, то немаловажной задачей, стоявшей перед строителями, было обеспечение прохлады. У каждого дома существовал небольшой прямоугольный двор с тенистыми деревьями — патио. Для защиты от солнца и преждевременного разрушения дома красили известью в белый цвет. Улицы были чрезвычайно узкими, что тоже мешало проникновению солнца. Центром любого арабского города была крепость (по-арабски «алькасар»), стоявшая на холме и обнесенная мощными стенами.
Религиозные постройки арабов - мечети — обычно имели прямоугольные очертания. Рядом с мечетью существовал зеленый двор с фонтаном, который предназначался для омовения перед молитвой. Сам храм состоял из одного или нескольких нефов, а на обращенной к Мекке стене находился михраб - ниша для Корана, облицованная мозаикой или эмалью. Арабы избегали монотонных орнаментов и гладких поверхностей, поэтому стены они обычно украшали мраморными или гипсовыми резными пластинами; изображать людей и животных им запрещал Коран.
|
|