|
Главная / культура / Романский стиль
Романский стиль
Многочисленные завоеватели Пиренейского полуострова часто приводили с собой каменщиков, плотников, строителей. Поэтому большинство зданий в Испании строилось под влиянием иноземных образцов. Так, постройки римского периода не имели собственно испанских черт и копировали сооружения на территории Италии. Через несколько столетий после падения Римской империи, в XI—XII вв., сложился романский стиль — уже в самом его названии очевидна связь с Римом. Здания романского стиля (в основном, это храмы и замки) очень просты и строги. Массивные стены с узкими окнами почти лишены внешних украшений; лишь капители колонн иногда оформлялись геометрическим орнаментом или каменной резьбой. Прочность и целесообразность — вот главный критерий красоты в то время. Большинство романских храмов представляли собой базилики: протяженные здания, разделенные рядами столбов или колонн на продольные нефы. Стены складывали из обтесанных камней и ничем не облицовывали, что придавало романским храмам довольно мрачный колорит (иногда допускались вкрапления кирпичей или мелких камней другого цвета). С западной стороны перед храмом стояли сторожевые башни. Оконного стекла тогда не существовало, в оконных проемах (для сохранения тепла их делали совсем небольшими и располагали очень высоко) стояли каменные резные решетки. Поэтому внутри храма прочти всегда царил полумрак.
Во всех католических храмах Испании можно увидеть типичные для этой страны «деревянные статуи Богоматери, Христа, апостолов и святых в раскрашенных одеждах, так называемые эстофадо. Этот род искусства зародился в XVI—XVII вв. и редко встречается за пределами Пиренейского полуострова. Мастера вырезали из дерева фигуру, а живописцы ее раскрашивали, причем существовали отдельные профессии «окрашивателей тела», «окрашивателей одежд», золотильщиков. Некоторые мастера вставляли статуям хрустальные глаза, а на щеках помещали хрустальные слезы. Подобные изображения и сейчас иногда служат объектом поклонения; самые ценные из них обычно хранятся в соборных музеях — почти в каждом крупном городе в соборе открыта небольшая экспозиция (вход в нее обычно платный), расположенная в бывшей сокровищнице - там, где держали самые драгоценные предметы священного культа. Самую богатую коллекцию резной деревянной скульптуры можно увидеть в Музее национальной скульптуры в Вальядолиде.
|
|